Никогда не думала, что 28 августа 2017 года разделит мою жизнь на «до» и «после».
Расскажу, что было буквально за день.
Рабочая неделя подходила к концу. Быстренько записав список продуктов, я пошла домой. Утром отвезла продукты маме. Жила она тогда в 15 километрах от меня. Ей 84, но она вполне справлялась с делами по дому. Ходить в магазин не могла и продукты привозила я. Это стало моей обязанностью.
Утром я приехала к ней. Времени достаточно и я принялась помогать по хозяйству. Искупала маму, постирала, сделала генеральную уборку, приготовила обед и вечером уехала домой.
В воскресенье раздался телефонный звонок. Звонила мама. Сказала, что ей плохо. Я попросила ее успокоиться и принять лекарство. Ситуация нормализовалась. Потом я не могла к ней дозвониться, а телефон был постоянно занят. Раньше подобное случалось и сильно волноваться не стала. Подождав час, позвонила снова. Линия занята. Поехала к ней.
Картина ужасная: она лежала на полу и, помогая себе правой рукой, пыталась встать. Лицо — одутловато-красное. Губы плотно сомкнуты. Она не могла говорить. А на столе лежала телефонная трубка. Вызвали врача. В результате оказалось высокое артериальное давление, приведшее к инсульту. Потом больница, неделя реанимации и диагноз: деменция.
Маму выписали. Я привезла в свой дом. Дома приготовили ей комнатку, окружили заботой и вниманием. Пришлось оставить работу.
Странности, в последнее время, замечались у мамы и до болезни, но сейчас они развивались с огромной силой.
Постоянно теряет вещи. Перестала узнавать одну из своих дочерей. Не может вспомнить моменты вчерашнего дня. Обвиняет родственников в воровстве.
Прошло чуть больше года. Физически мама восстановилась. Хорошо ест, с туалетом все нормально. Но то, что происходит у нее в голове, вызывает у меня панику и страх. Чувствую, что моя сдержанность ищет выхода. Трудно справляться с собой. Я понимаю, что не она виновата, а ее болезнь.
Бывают бессонные ночи. В это время мама бодрствует. Взгляд ее не хочется ловить, в нем непонимание и не узнавание. Рассказывает истории, связанные с ее детством. Просит позвонить своей маме и предупредить о том, чтобы её не потеряли. И самое страшное, что приводит меня в состояние ужаса — это ежедневное требование идти с ней в банк за пенсией. С самого утра звучит одна и та же фраза: «Давай сходим за пенсией».
Все документы и кошелек привязаны у нее к животу. Каждое утро перебирает и пересчитывает содержимое. Потом слезы со словами: « У меня деньги пропали». Спасает её от истерик горячий сладкий чай. Таблетки не пьет. Они ей не нужны. Давление в норме, как и положено старушкам в ее возрасте.
От мамы осталась только внешняя схожесть. Её характер поменялся на 100%.
Она стала капризна, подозрительна. Иногда отказывается от еды, объясняя, что пища соленая, холодная, вчерашняя. Хотя, я готовлю ежедневно. Бывает и так, что не может насытиться. Недавно начала рассматривать пельмени. В одном из них она рассмотрела человеческое лицо. Чашку отодвинула в сторону и отказалась от еды. Повторяется это ежедневно.
Врачи говорят — это начальная стадия . Болезнь не жалеет человека. Улучшения не будет, а ухудшение состояния зависит от того, насколько быстро происходит отмирание клеток головного мозга. Стараюсь отодвинуть неизбежное: трудно представить человека, превращающегося в овощ. Сейчас делаю все возможное для улучшения ее состояния.
Мы тренируем память: читаем газеты, журналы, смотрим передачи, разговариваем. Одну заметку можем читать 5 раз с удивлением и восклицаниями.
Деменция быстро распространяется по Земле. Все больше людей попадает под ее влияние. Болезнь не только убивает человека в человеке, но и требует огромных усилий тех, кто находится рядом. Знать о ней надо все. Бороться с деменцией надо учиться.