Работаю в областном еженедельнике. Целевая аудитория — пенсионеры и люди предпенсионного возраста.
Каждую весну\осень начинается какой-то марафон, будто объявлен конкурс на самую страшную историю о злобных и бессовестных соседях, которые над кем-то издеваются.
В это время убираем со столов ножницы, канцелярские ножи, все колюще-режущие предметы. Истории у всех одни и те же.
История 1.
— Помогите — требовательным тоном начинает пожилая женщина — Мои соседи хотят свести меня в могилу!
Её длинная бессвязная речь (которую здесь я приведу к логическому изложению ситуации для удобства чтения), периодически прерывается то гневом, то слезами поочередно.
— Вот, все документы, заявления, которые я писала. Вот — достает пачку бумаг — все мои заявления на соседей в полицию. Вот — выкладывает из старого помятого и шуршащего пакета ещё одну — мои заявления на полицию в прокуратуру. Вот в инстанцию, вот в другую. А вот и их ответы!
Многолетние результаты её запущенной болезни с трудом помещаются на нашем столе.
— Сначала меня травили газом. Они пускали его по вентиляции. Вызывала службу, они ничего не обнаружили. Ещё бы! Ведь этот газ не имеет ни цвета, ни запаха!
Затем они начали вскрывать замки, воровать мои вещи, переставлять цветы. Я вызывала полицию, но они тоже ничего не могут сделать. Дело в том, что сосед как-то умудряется вскрывать замок без следов взлома. Видимо, сделал слепок ключа или ещё что-то. Они меня уже достали! Грозятся в психушку сдать, оскорбляют меня. А ведь мне уже за 80.
Мы слушаем их, не выгонять же. И вот , когда очень длинная и эмоциональная история заканчивается, наступает страшный момент . Момент, когда ты должен что-то ответить. Мы не можем разглагольствовать и давать советы. Ситуация сложная. Направлять к психиатру или психологу бесполезно, ведь «все против неё», будто все сговорились против неё. Советовать нечего, она уже всюду обращалась. Мы точно помочь не можем.
Таким мы либо даём телефон доверия, где психолог может оказать помощь, либо… либо жуткий скандал, если ты хоть как-то попытаешься намекнуть на психическое расстройство.
История 2
Вечер. В офисе никого. Собираюсь уходить, гашу свет, в руках ключи от кабинета. Тут звонит телефон. Отвечаю. Там пожилая женщина, как оказалось, очень умная и интеллигентная.
— Знаете, у меня есть подруга… Я очень за нее волнуюсь. Мы знакомы с ней много лет, но в последнее время не видимся, только созваниваемся. Она живёт одна. Знаете… Она рассказывает мне страшные вещи. Соседи достают её, она не в силах больше это терпеть. Боюсь, как бы с ней беды не приключилось.
— Понял вас. Скажите честно, эта ваша подруга… это точно не вы?
— Точно. Я даже не знаю, как и сказать. Она всегда была очень умным и воспитанным человеком, всю жизнь учителем проработала. А сейчас говорит, что соседи её оскорбляют, донимают её, говорят, что в дом престарелых её сдадут.
— Ясно. А она их никак не провоцирует на конфликт?
— Да что вы? Она божий одуванчик, мухи не обидит.
— То есть соседи , взрослые люди, просто так, без всякой на то причины оскорбляют пожилую женщину. Как вы считаете, почему так происходит?
— Я не знаю. Она говорит, что они наркоманы. Они просверлили дыру в стене её ванной комнаты, чтобы подглядывать за ней. Но чего за ней подглядывать в ванной, ей уж сколько лет-то!
— Вы видели эту дыру?
— Нет.
— Пожалуйста, не сочтите за оскорбление, но вы никогда раньше не замечали каких-то странностей в поведении у вашей подруги?
— Я знаю, на что вы намекаете и… и я боюсь именно этого. Но, поймите меня, она звонит мне и плачет! У меня сердце разрывается, а я не знаю, как ей помочь.
— Вот, что я вам скажу. Если вы считаете, что все то, что она рассказывает хоть на долю правда, то пусть обратится в полицию. Но, хочу вам сказать, что мы работаем с пожилыми людьми и подобные истории не редкость. И я даже не знаю, что лучше — когда такие случаи реальны, или когда все события происходят только в голове. На всякий случай запишите телефон доверия и телефон социальной службы её района.
— Спасибо, я посоветую ей обратиться в полицию.
PS: мне всегда печально слышать о том, что какой-то старый человек живёт один. Да, наши пожилые родственники бывают крайне невыносимы, но давайте простим их за это и постараемся хоть как-то понять. Вы даже не представляете, как часто мне приходится слышать такие истории. Может быть тем пожилым людям, за которыми нет присмотра, действительно было бы лучше в пансионате? Я не знаю. И я не знаю, как им помочь. Наверное единственное, что мы можем сделать, так это быть чуть ближе к нашим родным бабушкам и дедушка, пока они ещё живы.